Гигиеническая
оценка урока
Урок - основная
структурная единица учебной работы с учащимися. Гигиенически правильная
организация урока дает возможность длительно
поддерживать достаточно высокий уровень умственной работоспособности,
необходимой для полноценного обучения.
Рациональная
организация урока - важная составная часть здоровьесберегающей работы
школы. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий
проведения урока в основном и зависит функциональное состояние
школьников в процессе учебной деятельности, возможность
длительно
поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и
предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и
о том, что гигиенические условия влияют на состояние педагога, его
здоровье, что в свою очередь оказывает влияние на состояние и здоровье
учащихся.
Гигиеническая оценка
урока проводится с помощью хронометражных наблюдений по следующим
показателям:
Основные
гигиенические критерии
рациональной
организации урока (по Н.К. Смиронову)
№
п/п
|
Факторы
урока
|
Уровни гигиенической
рациональности урока
|
рациональный |
недостаточно
рациональный
|
нерациональный |
1 |
Плотность
урока
|
>= 60%
и
<= 75-80%
|
85-90%
|
>
90%
|
2
|
Число
видов
учебной
деятельности
|
4-7
|
2-3
|
1-2
|
3
|
Средняя
продолжительность
различных
видов
учебной
деятельности
|
<=
10 мин
|
11-15 мин
|
>
15 мин
|
4
|
Частота
чередования
различных
видов
учебной
деятельности
|
Смена не позже
чем через
7-10 мин
|
Смена через
11-15 мин
|
Смена через
15-20 мин
|
5
|
Число видов
преподавания
|
Не менее 3
|
2
|
1
|
6
|
Чередование
видов
преподавания
|
Не позже
чем через
10-15 мин
|
Через
15-20 мин
|
Не
чередуются
|
7
|
Наличие
эмоциональных
разрядок
(число)
|
2-3
|
1
|
Нет
|
8
|
Место и
длительность
применения
ТСО
|
В соответствии
с гигиеническими
требованиями
|
С частичным
соблюдением
гигиенических
норм
|
В произвольной
форме
|
9
|
Чередование
позы
|
Поза чередуется
в соответсвии с
видом работы.
Учитель наблюдает
за посадкой
учащихся
|
Имеются случаи
несоответсвия
позы виду работы.
Учитель иногда
контролирует
посадку учащихся
|
Частые
несоответсвия
позы виду работы.
Поза не
контролируется
учителем
|
10
|
Физкульт-
минутки
|
2 за урок,
состоящие из 3 легких
упражнений,
по 3-5 повторений
каждого
|
1 физкультминутка
за
урок, с
недостаточной
продолжительностью
|
Отсутствуют
|
11
|
Психологический
климат
|
Преобладают положительные
эмоции
|
Имеются случаи отрицательных
эмоций. Урок, эмоционально индифферентный
|
Преобладают отрицательные
эмоции
|
12
|
Момент наступления
утомления учащихся
(по снижению
учебной активности)
|
Не ранее чем через 40
мин
|
Не ранее чем
через 35-37 мин
|
Менее чем
через 30 мин
|
Хронометраж
позволяет отследить момент снижения учебной активности школьников как
показатель наступления их утомления.
Длительность
активного внимания у младших школьников ограничена в большинстве
случаев 15-25 минутами (15-20), что требует переключения на другой вид
деятельности.
Особенно
утомительна для детей монотонная работа, а также работа, связанная с
длительным психофизическим напряжением, зрительной нагрузкой,
сохранением статической позы.
Длительность
непрерывного чтения в начальной школ от 8-10 мин (1-2 класс) до 15
минут (3 класс), самостоятельное чтение желательно проводить в начале
урока или в середине и чередовать с пересказом, прослушиванием записей,
разговором с педагогом письменной работы оптимальная продолжительность
3-5 минут.
Гигиенические нормы и правила
внедрения в учебный процесс компьютеризации содержит требования:
1) к помещениям, где находятся компьютеры;
2) к оборудованию мест для занятий;
3) к режиму занятий и отдыха при работе.
Гигиенические требоавания к состоянию
воздушной среды
(по
Н.Т. Лебедевой)
Физические показатели:
|
температура, С0 |
18,20,22 |
относительная
влажность, % |
65,58,52 |
содержание
легких ионов, 1 куб.см |
1500-3000 |
Химический состав:
|
аммиак |
0,2 мг/м3 |
диоксид
углерода |
0,1% |
озон |
0,03 мг/м3 |
фенол |
0,003 мг/м3 |
формальдегид
|
0,01 мг/м3 |
хлористый
винил |
0,05 мг/м3 |
Шум
и вибрация:
|
уровень
шума |
<=50
дБ |
вибрация
на рабочем месте (виброскорость) |
79-67
Гц |
Естественное освещение:
|
ориентация помещения |
северо,
северо-восток |
соотношение
яркостей в рабочей зоне (экран-стол) |
3 : 1 |
солнцезщитные
жалюзи |
солнечные
лучи не должны падать на экран |
освещенность
стола |
<=
600 лк |
Искуственное освещение:
|
коэффициент
пульсации светильников |
<=
10% |
включение
света |
раздельно
по рядам |
Освещенность:
|
экран |
<=
300 лк |
клавиатура |
<=
400 лк |
стол |
<=
400 лк |
классная
доска |
<=500
лк |
Гигиенческие требования
к оформлению и
размещению раличных ТСО
Экран
монитора, телевизора
|
Клавиатура
|
Оформление
изображения на экране
|
Расстояние
0,6-0,7 м от ученика
|
Клавиши
светлосерого цвета с матово поерхностью
|
Размер
символов по высоте не менее 3,1-3,8 мм
|
Ниже
уровня глаз на 5-100
|
Спротивление
клавиш 0,25-0,5 Н
|
Расстояние
между строками не менее 1,55-1,9 мм
|
Антибликовое
покрытие
|
Наклон
клвиатуры 12-150
|
Контраст
между яркостью символов и фона не ниже 80%
|
Рентгеновское
излучение не более 10,8 мкР/ч
|
|
Изображение
стабильно, без мерцаний и бликов
|
Ультрофиолетовое
излучение в диапазоне 200-315 мм - не более 10 Вт/м2, в
диапзоне 315-400 мм и в видимом диапазоне излучения 400-700
мм - 0,1 Вт/м3
|
|
Оптимальное
сочетание цвета: темно-зеленый фон и белые знаки. Не более 7 цветов
одноременно.
|
Рекомендуемая мебель для компьютерных
классов
образовательных
учреждений
Рост
учащихся, см
|
Высота над полом, см
|
Стол
|
Пространство
для ног
|
Стул
|
145-160
|
640
|
530
|
380
|
161-175
|
700
|
560
|
420
|
175
|
760
|
590
|
460
|
Опасен следующий факт: интерес детей к работе с компьютером настолько
маскирует утомение, шольники настолько увлекаются, что не замечают
признаков утомления, продолжают занятия (игры) и в результате
наносят сущетвенный вред своему здоровью. Как результат
-
мы получаем повление психосоматических расстройств, неврических реакций
и распространенность проявлений стресса у школьников.
Важнейший показатель эффективности занятий с использованием
информационных технологий - режим учебных занятий. Длительность работы
с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей
занимающихся. Для
детей 6 лет норма не должна превышать 10 минут и для детей 7-10 лет 15
мин.
Эффективность
уроков с применением ТСО также зависит от частоты занятий подобного
типа. Целесообразное количество уроов с примененем ТСО - не
более
3-4 в неделю.
Рекомендуемая длительность использования
на
уроках различных ТСО, мин
(по
Н.Т. Лебедевой)
Классы
|
Просмотр
диапозитивов
|
Просмотр
видеофильмов
|
Просмотр
телепередач
|
Прослушивание
радиопередач
|
1-2
|
7-15
|
15-20
|
15
|
20
|
3-4
|
15-20
|
15-20
|
20
|
20
|
5-7
|
20-25
|
20-25
|
20-25
|
25
|
8-11
|
20-25
|
25-30
|
25-35
|
25
|
Режим учебных занятии с спользованием
компьютерных средств
(по
Н.Т. Лебедевой)
Класс
|
Длительность работы
с компьюте-рами,
мин
|
Кол-во
занятий
в
день
|
Гимнастика для глаз
в ходе занятий
|
Физкульт-минутка
на рабочем
месте
|
Длительность
перерыров
между
занятиями, мин
|
5
|
15
|
1
|
3-5
упражнений по 5 и более раз каждое
|
7-8
упражнений по 4-6 раз каждое
|
10-20
|
6-7
|
20
|
1
|
то же
|
то же
|
10-20
|
8-9
|
25
|
2
|
5-7
упражнений по 8-10 раз каждое
|
8-9
упражненй по 6-8 раз каждое
|
50-60
|
10-11
|
25, при
сдвоенных уроках 30 и 15
|
2
|
то же
|
то же
|
50-60
|
Гигиенические критерии рацональной
организации урока
№
п/п
|
Гигиенические
показатели,
характеризующие
урок
|
Уровни
гигиенической рациональности урока
|
рациональный
|
недостаточно
рациональный
|
нерациональный
|
1
|
Средняя продолжительность
различных видов учебной деятельности
|
не более
10 мин
|
11-15 мин
|
более
15 мин
|
2
|
Частота чередовани разлчных
видов учебной деятельности
|
смена не позже чем через
7-10 мин
|
смена через
11-15 мин
|
смена через
15-20 мин
|
3
|
Количество используемых методов
реподаваня
|
не менее 3
|
2
|
1
|
4
|
Чередование методов и приемов
преподаваня
|
не реже чем через
10-15 мин
|
через
15-20 мин
|
не
чередуются
|
5
|
Наличие эмоциональных
разрядок (количество)
|
2-3
|
1
|
нет
|
6
|
Место и длительность
применения ТСО
|
в соответсвии с
гигиеническими нормами
|
с частчным соблюдением
гигиенических норм
|
в произвольной форме
|
7
|
Чередование позы
|
поза чередуется в соответсви с видом
работы, учитель контролирует посадку учащихся
|
имеются случаи несоответсвия позы
виду работы, учитель иногда конролирует посадку учащихся
|
частые несоответсвия позы виду
работы, поза не контролируется учителем
|
наверх