Информатика в начальной школе:

здоровье ребенка и компьютер

А.В. Макарова

Гигиенические требования к организации учебных занятий

с использованием ИТ

Гигиеническая оценка урока

Урок - основная структурная единица учебной работы с учащимися. Гигиенически правильная организация урока дает возможность  длительно поддерживать достаточно высокий уровень умственной  работоспособности, необходимой для полноценного обучения.

Рациональная организация урока - важная составная часть здоровьесберегающей работы школы. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процес­се учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние педагога, его здоровье, что в свою очередь оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.

Гигиеническая оценка урока проводится с помощью хронометражных наблюдений по следующим показателям:

 

Основные гигиенические критерии

рациональной организации урока (по Н.К. Смиронову) 

 

п/п  

 
 

Факторы

урока 

 
     

Уровни гигиенической рациональности урока

рациональный 

 недостаточно

рациональный

 
 нерациональный
 1

 Плотность уро­ка

>=  60% и 

<= 75-80% 

 85-90%

>  90% 

 2

 Число видов

учебной

дея­тельности

 4-7

2-3 

1-2 

 3

Средняя

продолжительность

различных видов

учебной

деятельности

<= 

10 мин 

11-15 мин 

>

15 мин 

 4

Частота

чередования

различных видов

учебной

деятельности

 Смена не позже

чем через

7-10 мин

Смена через

11-15 мин 

Смена через

15-20 мин 

 5

Число видов

преподавания 

 Не менее 3

2

 6

Чередование

видов

преподавания 

 Не позже

чем через

10-15 мин

Через

15-20 мин 

Не

чередуются 

 7

Наличие

эмо­циональных

разрядок (число) 

 2-3

Нет 

 8

Место и

длительность

применения

ТСО

 В соответствии

с гигиеническими

требованиями

С частичным

соблюдением

гигиенических

норм 

 В произвольной

форме

 9

Чередование

позы

Поза чередуется

в соответсвии с

видом работы. 

Учитель наблюдает

за посадкой

учащихся

Имеются случаи

несоответсвия

позы виду работы.

Учитель иногда

контролирует

посадку учащихся

Частые

несоответсвия

позы виду работы.

Поза не

контролируется

учителем

 10

Физкульт-

минутки

 2 за урок,

состоящие из 3 легких упражнений,

по 3-5 повторений

каждого

1 физкультминутка

за урок,  с

недостаточной продолжительностью

Отсутствуют

 11

Психологический

климат 

Преобладают положительные эмоции 

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок, эмоционально индифферентный 

Преобладают отрицательные эмоции 

 12

Момент наступления

утомления учащихся

(по снижению

учебной активности) 

Не ранее чем через 40 мин 

Не ранее чем

через 35-37 мин 

Менее чем

через 30  мин

 

Хронометраж позволяет отследить момент снижения учебной активности школьников как показатель наступления их утомления.

Длительность активного внимания у младших школьников ограничена в большинстве случаев 15-25 минутами (15-20), что требует переключения на другой вид деятельности.

Особенно утомительна для детей монотонная работа, а также работа, связанная с длительным психофизическим напряжением, зрительной нагрузкой, сохранением статической позы.

Длительность непрерывного чтения в начальной школ от 8-10 мин (1-2 класс) до 15 минут (3 класс), самостоятельное чтение желательно проводить в начале урока или в середине и чередовать с пересказом, прослушиванием записей, разговором с педагогом письменной работы оптимальная продолжительность 3-5 минут.

 

Гигиенические нормы и правила внедрения в учебный процесс компьютеризации содержит требования:

 

1) к помещениям, где находятся компьютеры;

2) к оборудованию мест для занятий;

3) к режиму занятий и отдыха при работе.

 

Гигиенические требоавания к состоянию воздушной среды

(по Н.Т. Лебедевой)

 

Физические показатели:  

 температура, С0  18,20,22
 относительная влажность, %  65,58,52
 содержание легких ионов, 1 куб.см  1500-3000

 Химический состав:  

 аммиак  0,2 мг/м3
 диоксид углерода  0,1%
 озон  0,03 мг/м3
 фенол  0,003 мг/м3
 формальдегид  0,01 мг/м3
хлористый винил 0,05 мг/м3

 Шум и вибрация:  

 уровень шума  <=50 дБ
 вибрация на рабочем месте (виброскорость)  79-67 Гц

 Естественное освещение:  

 ориентация помещения  северо, северо-восток
 соотношение яркостей в рабочей зоне (экран-стол)   3 : 1
 солнцезщитные жалюзи  солнечные лучи не должны падать на экран
 освещенность стола  <= 600 лк

 Искуственное освещение:  

 коэффициент пульсации светильников  <= 10%
 включение света раздельно по рядам

 Освещенность:  

 экран  <= 300 лк
 клавиатура  <= 400 лк
 стол  <= 400 лк
 классная доска  <=500 лк

 

 Гигиенческие требования

к оформлению и размещению раличных ТСО

 

Экран монитора, телевизора

Клавиатура 

Оформление изображения на экране 

 Расстояние 0,6-0,7 м от ученика

 Клавиши светлосерого цвета с матово поерхностью

 Размер символов по высоте не менее 3,1-3,8 мм

 Ниже уровня глаз на 5-100

 Спротивление клавиш 0,25-0,5 Н

 Расстояние между строками не менее 1,55-1,9 мм

 Антибликовое покрытие

 Наклон клвиатуры 12-150

 Контраст между яркостью символов и фона не ниже 80%

 Рентгеновское излучение не более 10,8 мкР/ч

 

 Изображение стабильно, без мерцаний и бликов

 Ультрофиолетовое излучение в диапазоне 200-315 мм - не более 10 Вт/м2, в диапзоне 315-400 мм и в видимом диапазоне излучения 400-700 мм  - 0,1 Вт/м3

 

 Оптимальное сочетание цвета: темно-зеленый фон и белые знаки. Не более 7 цветов одноременно.

 

Рекомендуемая мебель для компьютерных классов

образовательных учреждений

 

Рост учащихся, см  

     Высота над полом, см

 Стол

Пространство

для ног

Стул 

 145-160

 640

 530

380 

 161-175

 700

 560

 420

 175

 760

 590

 460

 

     Опасен следующий факт: интерес детей к работе с компьютером настолько маскирует утомение, шольники настолько увлекаются, что не замечают признаков утомления, продолжают занятия (игры) и в результате наносят сущетвенный вред своему здоровью. Как результат  -  мы получаем повление психосоматических расстройств, неврических реакций и распространенность проявлений стресса у школьников.

     Важнейший показатель эффективности занятий с использованием информационных технологий - режим учебных занятий. Длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся. Для детей 6 лет норма не должна превышать 10 минут и для детей 7-10 лет 15 мин.

Эффективность уроков с применением ТСО также зависит от частоты занятий подобного типа. Целесообразное количество уроов с примененем ТСО  - не более 3-4 в неделю.

 

 Рекомендуемая длительность использования

на уроках различных ТСО, мин

(по Н.Т. Лебедевой)

 

Классы

Просмотр

диапозитивов 

 Просмотр

видеофильмов

Просмотр

телепередач 

Прослушивание

радиопередач 

 1-2

 7-15

 15-20

 15

 20

 3-4

 15-20

 15-20

 20

 20

 5-7

 20-25

 20-25

 20-25

 25

 8-11

 20-25

 25-30

 25-35

 25

 

 

Режим учебных занятии с спользованием компьютерных средств

(по Н.Т. Лебедевой)

 

Класс

Длительность работы

с компьюте-рами, мин 

Кол-во

занятий

 в день 

 Гимнастика для глаз

в ходе занятий

 Физкульт-минутка

на рабочем

месте

Длительность

перерыров

между занятиями, мин 

 5

 15

 1

 3-5 упражнений по 5 и более раз каждое

 7-8 упражнений по 4-6 раз каждое

10-20 

 6-7

 20

 1

 то же

 то же

10-20 

 8-9

 25

 2

 5-7 упражнений по 8-10  раз каждое

 8-9 упражненй по 6-8 раз каждое

 50-60

 10-11

 25, при сдвоенных уроках 30 и 15

 2

 то же

 то же

 

 50-60

 

 Гигиенические критерии рацональной организации урока

п/п

 

Гигиенические

показатели,

характеризующие

урок 

 

Уровни гигиенической рациональности урока     

рациональный 

 недостаточно

рациональный

 нерациональный

 Средняя продолжительность

различных видов учебной деятельности

 не более

10 мин

11-15 мин 

 более

15 мин

 2

 Частота чередовани разлчных видов учебной деятельности

 смена не позже чем через 7-10 мин

смена через

11-15 мин 

смена через

15-20 мин 

 3

Количество используемых методов реподаваня

не менее 3 

 1

 4

Чередование методов и приемов преподаваня  

 не реже чем через 10-15  мин

через

15-20 мин 

 не

чередуются

 5

Наличие эмоциональных разрядок  (количество) 

2-3 

 1

нет 

 6

 Место и длительность применения ТСО

 в соответсвии с гигиеническими нормами

 с частчным соблюдением гигиенических норм

в произвольной форме 

 7

Чередование позы 

поза чередуется в соответсви с видом работы, учитель контролирует посадку учащихся 

имеются случаи несоответсвия позы виду работы, учитель иногда конролирует посадку  учащихся

частые несоответсвия позы виду работы, поза не контролируется учителем 

     

наверх

Hosted by uCoz