Информатика в начальной школе:

здоровье ребенка и компьютер

А.В. Макарова

Методическое письмо по вопросам обучения информатике

в начальной школе

(Письмо Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2001 № 957/13-13)

        В связи с экспериментом по совершенствованию структуры и содержания общего образования, и начальной школы в том числе, следует отметить основные характеристики предмета информатики в начальном обучении как новой составляющей грамоты младших школьников.

 

1. Информатика в начальной школе представлена с 2002/03 учебного года как отдельный предмет, обладающий собственной методикой изучения, имеющий свою структуру и содержание, неразрывно связанные с минимумом содержания предмета информатика, и информационные технологии основной школы. Обучение информатике во 2-4 классах рекомендуется проводить учителям начальной школы.

 

2. Цели обучения информатике в начальной школе: формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютера. 

 

Задачи обучения информатике в начальной школе:

  • познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решениии поставленных задач;

  • дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;

  • дать представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства. 

 

3. Линии обучения информатике в начальной школе соответствуют линиям основной школы, но ревизуются на пропедевтическом уровне.

 

Примерное содержание курса информатики в начальном обучении.

Основы понятия информатики.

 

Информация и ее свойства: смысл, описание, оценка. Роль человека в преобразовании и создании новой информации. Обработка, передача, хранение информации с помощью технических устройств. Виды информации: текст, число, изображение, звук. Способы организации информации: таблицы, схемы, каталога и др. Организация деятельности человека по преобразованию информации. Понятие об алгоритме. Свойства алгоритма. Исполнитель алгоритма. Команды. Предписания. Примеры алгоритмов.

 

Первоначальные представления о компьютере, информационных и коммуникационных технологиях.

 

Компьютер как исполнитель алгоритма. Основные устройства компьютера. Организация информации в компьютере. Основные команды, понимаемые компьютером. Преобразование числовой, текстовой, графической и звуковой информации с помощью компьютера. Хранение информации с помощью компьютера. Передача информации с помощью компьютера. Компьютерные сети. Использование сетей для получения информации.

 

Информация в жизни общества и человека.

 

Понятие об информационной деятельности человека. Организация общественно-значимой информации. Нравственно-этические нормы работы с информацией. Понятие об информационной безопасности личности и государства.

 

4. Предмет информатика реализует межпредметные связи, то есть при его изучении целесообразно практические задания по информатике наполнять различным предметным содержанием. Примерные темы для интеграции предметов в рамках практических заданий по информатике предложены авторами комплектов, например, таких как А.В.Горячев (совсеми предметами начального обучения), А.Л.Семенов (проекты) и др.

 

Для начальной школы рекомендуется использовать учебники-тетради и рабочие тетради по информатике: V— по курсу информатики автора А.В. Горячева — учебники-тетради №№1-4. Во 2-ом классе используется учебник-тетрадь №2. Учебник-тетрадь №1 может использоваться по желанию учителя в 1 классе на дополнительных занятиях. 2 — по курсу информатики автора А.Л. Семенова — новый комплект рабочих тетрадей для 2,3 и 4 классов.

 

5. Практическая составляющая содержания предмета информатика формируется из задач по информатике с предметным содержанием (бескомпьютерная составляющая обучения) и компьютерных практических заданий. В связи с этим требуется обеспечить доступ к средствам информационных технологий всех участников педагогического процесса в соответствии с уровнем оснащения школы.

 

6. Формы организации обучения информатике в начальной школе.

 

Обучение информатике и информационным технологиям можно реализовать несколькими вариантами силами учителей начальной школы.

 

1 вариант. Бескомпьютерное изучение информатики в рамках 1 урока в интеграции с предметами.

 

Совместное обучение информатике с такими предметами, как математика, риторика, рисование, труд, музыка, окружающий мир, в бескомпьютерном варианте обучения возможно реализовать по схеме: 1 урок информатики и использование практических заданий в содержании других предметных уроков. Обучение проводит учитель начальных классов без деления класса на группы. Рекомендуется в расписании устанавливать урок информатики вслед или перед уроками, рекомендованными для интеграции авторами пособий (см. Приложение).

 

2 вариант. Организация компьютерной поддержки предмета «Информатика» в рамках одного урока без деления на группы.

 

В этом случае необходимо учитывать наличие компьютеров в начальной школе (например, компьютер учителя или 3-7 компьютеров в классе), электронных средств обучения и готовность учителей начальной школы к использованию компьютерной поддержки на уроках информатики. При обучении информатике с компьютерной поддержкой также возможно использовать интегрированный подход по схеме первого (с использованием 15-ти минутного компьютерного практикума). В этом случае практические занятия возможно провести несколько раз: на уроке информатики с одной группой учащихся, на уроке по изучению других предметов - с другими группами с привлечением компьютерных программ из перечня электронных средств обучения, рекомендованных для начального обучения. Компьютерный практикум может быть индивидуальным (один ученик за одним компьютером) и демонстрационным. При этом один компьютер учителя в классе может быть использован как «электронная» доска.

 

3 вариант. Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики школы в рамках 1 урока.

 

При выборе школой формы обучения информатике с компьютерной поддержкой, с использованием компьютерного кабинета школы (12 мест) рекомендуется привлекать к проведению урока информатики (1 час) учителя информатики школы для совместного параллельного проведения занятий двумя учителями: учителем начальной школы и учителем информатики блоками по 15 минут. Теоретическая часть для 1 группы и компьютерная часть урока для 2 группы соответственно, и наоборот.

 

При компьютерной поддержке обучения информатике необходимо соблюдать требования к оборудованию кабинета вычислительной техники (см. журнал «Информатика и образование», №№ 4, 5, 7, 10 - «Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования» / Роберт И.В. и др., ИИО РАО), санитарные нормы организации труда детей за компьютером (см. Сан ПиН 2.2.2.542-96). Работу за компьютером следует заканчивать профилактическими упражнениями для зрения (1 мин) и осанки (1 -2 мин).

 

7. Примерный тематический перечень электронных средств учебного назначения.

  •  Рекомендуется компьютерную поддержку осуществлять электронными средствами учебного назначения сообразно планированию курса.

  •  Компьютерные азбуки и буквари для ознакомления, работы с текстом. 

  •  Клавиатурные тренажеры с ненавязчивой скоростью работы.

  •  Компьютерные раскраски и геометрические конструкторы. 

  •  Компьютерные лабиринты для управления объектом. 

  •  Компьютерные мозаики. 

  •  Логические игры на компьютере.

  •  Компьютерные энциклопедии, путешествия.

  •  Компьютерные топологические схемы (района, метро).

  •  Компьютерные учебники с иллюстрациями и заданиями (по технике безопасности, правилам  движения), удовлетворяющие возможности использования (фрагментами по 5 минут) с дальнейшим обсуждением.

  •  Компьютерные вычислительные игровые и алгоритмические среды. 

  •  Компьютерные синтезаторы звука. 

  •  Игры-кроссворды и азбуки на компьютере на иностранных языках. 

  •  Компьютерные среды управления исполнителем. 


Hosted by uCoz