|
|||
|
|||
Компьютер в начальной школеУдивительно, но факт: учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. В настоящее время в начальной школе в связи с экспериментом по совершенствованию структуры и содержания образования со 2-класса вводится предмет информатика, который, естественно, предусматривает использование компьютеров в учебном процессе. При построении курса были приняты следующие цели изучения информатики в школе: 1) Формирование в сознании школьника единой информационной картины мира. Эта задача ставит информатику в ряд естественных наук (физика, химия, биология). 2) Формирование компьютерной интуиции: знание возможностей и ограничений использования ЭВМ как инструмента для деятельности; умение использовать ЭВМ на практике в тех случаях, когда это эффективно, и отказ от компьютеризации там, где это бессмысленно. 3) Формирование операционного стиля мышления: умение формализовать задачу; выделить в ней логически самостоятельные части; определить взаимосвязь этих частей; спроектировать решение при помощи нисходящей и восходящей технологий; верифицировать результат. Отметим, что операционный стиль характерен для различных видов деятельности, а не только для программирования, как это иногда однобоко понимается. 4) Формирование конструкторских и исследовательских навыков активного творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер. Что необходимо в первую очередь для осуществления эффективной работы с учащимися? - Кабинет, оснащенный по требованиям гигиенических норм и правил. - Педагог, владеющий элементарными навыками работы с компьютером (уметь воспользоваться компакт-диском с компьютерными программами учебного назначения, иметь представление о работе на компьютере). - Учащиеся, ориентированные на качественное обучение. Компьютерный школьный кабинет обычно оборудуется по следующей схеме: одно рабочее место учителя и 10-12 ученических рабочих мест. Кабинет должен быть оснащен одним компьютером, аудиосистемой (колонки), медиапроектором с настенным экраном или телевизором с большим экраном, подключенным к компьютеру. Желательно перед компьютером сидеть только одному человеку. Для того, кто сидит сбоку, увеличивается опасность бокового свечения, ухудшаются условия для просмотра, теряется четкость изображения. Урок информационной технологии у младших школьников подобно другому уроку в начальной школе использует многочисленные формы: беседу, опрос, игры, конкурсы. Однако каждая из традиционных форм проведения урока кроме своего частного назначения, предусмотренного планом урока, служит подготовкой к кульминационному моменту занятия - компьютерному упражнению или творческой работе. Наиболее приемлемы следующие основные организационные модели использования ИКТ в образовательном процессе: - урок в классной комнате; - урок в читальном зале библиотеки; - урок в актовом зале школы; - урок в компьютерном кабинете. Продолжительность урока 45 минут (25 минут – повторение пройденного материала, объяснение нового и 15-20 минут - работа за компьютером, что соответствует санитарным нормам для данного возраста). Периодичность занятий в первый и второй год обучения - 2 раза в месяц. Возможна работа с учащимися в информационном центре школы, который представляет собой кабинет, снабженный 3 7 компьютерами. Если в таких условиях обучение школьников организовывается с помощью метода проектов, то целесообразно делить класс на бригады по 3-4 человека, для которых предусматривается рабочая зона (2 парты, 1 компьютер, настольные пособия и раздаточные материалы). Работа за компьютером в бригаде регулируется учителем: один учащийся выполняет свою работу на компьютере в течение 5-7 минут, другие учащиеся бригады в это время работают над настольной частью проекта. Таким образом, бригада осуществляет компьютерную деятельность в течение всего урока в рамках 20-30 минут в зависимости от проектного задания. Урок проводится учителем начальной школы без деления класса на подгруппы. Общее время работы ученика с компьютером при таком компьютерном сопровождении уроков не должно превышать 15 минут, то есть менее половины урока. Один раз в четверть с учащимися проводится беседа (инструктаж) по правилам поведения в компьютерном классе. Ознакомление учащихся с правилами поведения проводится путем беседы с игровыми приемами. Учитель объясняет, что так же, как все взрослые люди, школьники трудятся. Их труд- учеба. Самое главное правило школьников - внимательно слушать учителя (1-е правило для учащихся). В ходе беседы используются инсцештровки-миннатюры. Например: «Запомни первое правило: «Учитель спросит - надо встать (все встают). Когда он сесть позволит –сядь (все садятся). Ответить хочешь – не шуми, а только руку подними (все поднимают правую руку). На уроках информатики также важно соблюдать особые правила...» Разработку правил поведения в компьютерном классе и правил поведения на уроке информатики целесообразно проводить совместно со школьниками. Педагог первоначально дает вводную информацию о многообразии технических средств обучения, знакомит учащихся со сравнительной характеристикой конкретных информационных средств, объясняет значение использования данных средств в современном мире и конкретно в учебном процессе, знакомит с возможностями одного из средств ТСО, далее можно предложить учащимся самим продолжить развитие информации но предложенной теме с целью описания пользы и возможного вреда от использования информационных средств обучения. Сложнее всего разработать совместно с учащимися правила поведения в компьютерном классе - помещении, где особенно важно быть дисциплинированным и аккуратным в своих действиях. Учащиеся сами решают, какие правила им нужны, сами их формулируют, что обязывает, в дальнейшем, к непременному выполнению того, что было лично школьниками разработано. Примерные правила поведения учащихся в компьютерном классе: 1. Входить и выходить из класса можно только с разрешения учителя. 2. Одежда учащихся, пришедших на занятия в компьютерный класс, должна быть чистой и аккуратной. 3. Требуется занимать только то рабочее место, которое закреплено учителем за обучающимся, бригадой в целом. 4. Включать или выключать компьютер и подключенные к нему устройства самостоятельно учащимся не разрешается. 5. Самовольно пользоваться компьютерной техникой опасно. 6. Приносить и подключать компакт-диски из домашних коллекций без предупреждения учителя или лаборанта не разрешается. 7. Подключение к работе компакт-дисков учебного назначен» осуществляется только учителем или лаборантом. Учитель обязан придерживаться рекомендаций по организации учебного процесса сучащимися на занятиях по информатике. 1. Все материалы урока готовятся учителем или методистом по информатизации обучения школы заранее и используются на уроке уже как материалы, размещенные на отдельном диске. 2. Оборудование компьютерного рабочего места должно соответствовать санитарным нормам и правилам. 3. Расстановка компьютерных столов должна производиться таким образом, чтобы все токоведущие части устройств и разъемы были обращены к стене помещения. 4. Для профилактики травматизма детей электропроводка должна быть оборудована специальными коробами, розетки должны располагаться за вертикальной стенкой компьютерного стола. 5. Кабинет должен быть оборудован устройством отключения электропитания. 6. Входить и выходить из класса учащимся можно только с разрешения учителя. 7. Оставлять детей в компьютерном классе без учителя категорически воспрещается. 8. Уроки в компьютерном кабинете рекомендуется проводить совместно с лаборантом. 9. Урок необходимо начинать с организационной минутки, которая напоминает школьникам правила поведения в кабинете. 10. Перед работой на компьютерах школьникам предлагается выполнение разминки, содержащей 3-5 упражнений, в процессе работы - гимнастики для глаз, для пальчиков рук, упражнений разминки. 11. В рамках одного урока для реализации индивидуальной формы организации обучения информатике класс делится на две группы в кабинете. При выборе школой формы обучения информатике с использованием компьютерного кабинета (10-12 мест учащихся и рабочее место учителя) рекомендуется привлекать к проведению урока информатики (1 час) учителя начальной школы и учителя информатики блоками по 15 минут. Бескомпьютерная часть урока информатики проводится учителем начальной школы в классе сначала для 1-й группы в течение 15 минут, а затем для 2-й группы. Компьютерная часть урока проводится учителем информатики сначала для 2-й группы в течение 15 минут, а затем соответственно для 1-й группы. 12. Занятия информатикой с использованием компьютерного кабинета у младших школьников возможно проводить по расписанию любым уроком (1-4-м уроками). 13.При использовании школьного кабинета информатики ответственный за кабинет информатики проводит с учащимися инструктаж по правилам поведения в кабинете информатики. Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях недопустимо. Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья детей. Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическим покрытием. Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6 м2. Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то, что экран светится занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении. Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5 м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м. Зачастую на практике случается так, что на занятия в компьютерный класс приходят учащиеся разного возраста, в связи с чем возникает проблема правильного подбора мебели в соответствии с ростом младших школьников. В этом случае рабочие места целесообразно оснащать подставками для ног, которые помогут регулировать размер учебной мебели (стол и стул) в соответствии с ростом ребенка. В начальных классах наиболее приемлемы комбинированный уроки информатики, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых. В соответствии с психологическими особенностями младшего школьника, именно в этом возрасте формируется целостная системно-информационная картина мира ребенка и шкала ценностей, то есть его представление об иерархии понятий и действий. Задача педагога, работающего в начальных классах, выстроить, сформировать систему первоначальных представлений младшего школьника в соответствии с содержанием курса информатики. Немаловажен и тот факт, что все учебные предметы начальной школы связаны между собой ниточками межпредметных связей, и поэтому на уроках информатики учащиеся начальной школы не просто усваивают учебный материал, который активно способствует их развитию, этот учебный материал «работает» и на другие дисциплины учебного плана, так как многие темы носят развивающий и обобщающий характер. Современный урок в идеале не должен быть ограничен предметом и учителем. На уроке по любому предмету общеобразовательного цикла, на любом из его этапов можно использовать компьютерные технологии как еще один источник дополнительной информации по предмету. При этом педагоги отмечают увеличение скорости подачи качественного материала в рамках одного урока. В настоящее время на уроках, в основном, используются следующие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью компьютера: презентация, информационно-обучающие программы, тесты. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, эффектные наглядные материалы, подборка электронных географических или исторических карт, портретов, цитат, схемы задач и т. д. На экране могут также появляться определения, формулы, которые школьники не просто комментируют, но записывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Главное в презентациях: - тезисность; - информативность; - наглядность; - увлекательность уроков. И это далеко не все, что может нам дать использование информационных технологий в обучении школьников с целью более эффективного усвоения учебного материала. |
|||