В
связи с экспериментом по совершенствованию структуры и содержания
общего образования, и начальной школы в том числе, следует отметить
основные характеристики предмета информатики в начальном обучении как
новой составляющей грамоты младших школьников.
1.
Информатика в начальной школе представлена с 2002/03 учебного года как
отдельный предмет, обладающий собственной методикой изучения, имеющий
свою структуру и содержание, неразрывно связанные с минимумом
содержания предмета информатика, и информационные технологии основной
школы. Обучение информатике во 2-4 классах рекомендуется проводить
учителям начальной школы.
2.
Цели обучения информатике в начальной школе: формирование
первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с
ней, в частности, с использованием компьютера.
Задачи
обучения информатике в начальной школе:
-
познакомить
школьников с основными свойствами информации, научить приемам
организации информации и планирования деятельности, в частности
учебной, при решениии поставленных задач;
-
дать первоначальные
представления о компьютере и современных информационных и
коммуникационных технологиях;
-
дать представления о
современном информационном обществе, информационной безопасности
личности и государства.
3.
Линии обучения информатике в начальной школе соответствуют линиям
основной школы, но ревизуются на пропедевтическом уровне.
Примерное
содержание курса информатики в начальном обучении.
Основы понятия
информатики.
Информация
и ее свойства: смысл, описание, оценка. Роль человека в преобразовании
и создании новой информации. Обработка, передача, хранение информации с
помощью технических устройств. Виды информации: текст, число,
изображение, звук. Способы организации информации: таблицы, схемы,
каталога и др. Организация деятельности человека по преобразованию
информации. Понятие об алгоритме. Свойства алгоритма. Исполнитель
алгоритма. Команды. Предписания. Примеры алгоритмов.
Первоначальные
представления о компьютере, информационных и коммуникационных
технологиях.
Компьютер
как исполнитель алгоритма. Основные устройства компьютера. Организация
информации в компьютере. Основные команды, понимаемые компьютером.
Преобразование числовой, текстовой, графической и звуковой информации с
помощью компьютера. Хранение информации с помощью компьютера. Передача
информации с помощью компьютера. Компьютерные сети. Использование сетей
для получения информации.
Информация в жизни
общества и человека.
Понятие
об информационной деятельности человека. Организация
общественно-значимой информации. Нравственно-этические нормы работы с
информацией. Понятие об информационной безопасности личности и
государства.
4.
Предмет информатика реализует межпредметные связи, то есть при его
изучении целесообразно практические задания по информатике наполнять
различным предметным содержанием. Примерные темы для интеграции
предметов в рамках практических заданий по информатике предложены
авторами комплектов, например, таких как А.В.Горячев (совсеми
предметами начального обучения), А.Л.Семенов (проекты) и др.
Для
начальной школы рекомендуется использовать учебники-тетради и рабочие
тетради по информатике: V— по курсу информатики автора А.В.
Горячева — учебники-тетради №№1-4. Во 2-ом классе
используется
учебник-тетрадь №2. Учебник-тетрадь №1 может использоваться по желанию
учителя в 1 классе на дополнительных занятиях. 2 — по курсу
информатики автора А.Л. Семенова — новый комплект рабочих
тетрадей для 2,3 и 4 классов.
5.
Практическая составляющая содержания предмета информатика формируется
из задач по информатике с предметным содержанием (бескомпьютерная
составляющая обучения) и компьютерных практических заданий. В связи с
этим требуется обеспечить доступ к средствам информационных технологий
всех участников педагогического процесса в соответствии с уровнем
оснащения школы.
6.
Формы организации обучения информатике в начальной школе.
Обучение информатике
и информационным технологиям можно реализовать несколькими вариантами
силами учителей начальной школы.
1
вариант. Бескомпьютерное изучение информатики в рамках 1 урока в
интеграции с предметами.
Совместное
обучение информатике с такими предметами, как математика, риторика,
рисование, труд, музыка, окружающий мир, в бескомпьютерном варианте
обучения возможно реализовать по схеме: 1 урок информатики и
использование практических заданий в содержании других предметных
уроков. Обучение проводит учитель начальных классов без деления класса
на группы. Рекомендуется в расписании устанавливать урок информатики
вслед или перед уроками, рекомендованными для интеграции авторами
пособий (см. Приложение).
2
вариант. Организация компьютерной поддержки предмета
«Информатика» в рамках одного урока без деления на
группы.
В
этом случае необходимо учитывать наличие компьютеров в начальной школе
(например, компьютер учителя или 3-7 компьютеров в классе), электронных
средств обучения и готовность учителей начальной школы к использованию
компьютерной поддержки на уроках информатики. При обучении информатике
с компьютерной поддержкой также возможно использовать интегрированный
подход по схеме первого (с использованием 15-ти минутного компьютерного
практикума). В этом случае практические занятия возможно провести
несколько раз: на уроке информатики с одной группой учащихся, на уроке
по изучению других предметов - с другими группами с привлечением
компьютерных программ из перечня электронных средств обучения,
рекомендованных для начального обучения. Компьютерный практикум может
быть индивидуальным (один ученик за одним компьютером) и
демонстрационным. При этом один компьютер учителя в классе может быть
использован как «электронная» доска.
3
вариант. Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики
школы в рамках 1 урока.
При
выборе школой формы обучения информатике с компьютерной поддержкой, с
использованием компьютерного кабинета школы (12 мест) рекомендуется
привлекать к проведению урока информатики (1 час) учителя информатики
школы для совместного параллельного проведения занятий двумя учителями:
учителем начальной школы и учителем информатики блоками по 15 минут.
Теоретическая часть для 1 группы и компьютерная часть урока для 2
группы соответственно, и наоборот.
При
компьютерной поддержке обучения информатике необходимо соблюдать
требования к оборудованию кабинета вычислительной техники (см. журнал
«Информатика и образование», №№ 4, 5, 7, 10 -
«Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного
использования средств вычислительной техники, информатизации и
коммуникации в сфере общего среднего образования» / Роберт
И.В. и
др., ИИО РАО), санитарные нормы организации труда детей за компьютером
(см. Сан ПиН 2.2.2.542-96). Работу за компьютером следует заканчивать
профилактическими упражнениями для зрения (1 мин) и осанки (1 -2 мин).
7.
Примерный тематический перечень электронных средств учебного назначения.
-
Рекомендуется
компьютерную поддержку осуществлять электронными средствами учебного
назначения сообразно планированию курса.
-
Компьютерные
азбуки и буквари для ознакомления, работы с текстом.
-
Клавиатурные
тренажеры с ненавязчивой скоростью работы.
-
Компьютерные
раскраски и геометрические конструкторы.
-
Компьютерные
лабиринты для управления объектом.
-
Компьютерные
мозаики.
-
Логические игры на
компьютере.
-
Компьютерные
энциклопедии, путешествия.
-
Компьютерные
топологические схемы (района, метро).
-
Компьютерные учебники
с иллюстрациями и заданиями (по технике безопасности, правилам движения), удовлетворяющие
возможности использования (фрагментами по 5 минут) с дальнейшим
обсуждением.
-
Компьютерные
вычислительные игровые и алгоритмические среды.
-
Компьютерные
синтезаторы звука.
-
Игры-кроссворды
и азбуки на компьютере на иностранных языках.
-
Компьютерные среды
управления исполнителем.