Инструктивное письмо 13-51-109/13 от 22.05.2003
"Об организации обучения информатике в третьем классе общеобразовательных
учреждений, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры
и содержания общего образования"
В 2002 году начался эксперимент по обучению
информатике в начальной школе со второго класса. В 2003 году условия
эксперимента в начальной школе значительно изменились в связи
с реализацией программ информатизации образования. В школы страны
поставлены компьютеры, разрабатывается серия электронных учебных
материалов, школы подключаются к Интернет, формируются образовательные
порталы в сети Интернет. В настоящее время созданы условия для
активного применения средств информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ) в обучении информатике в начальной школе.
Трехлетний
цикл обучения информатике в начальной
школе нацелен на формирование у учащихся умений применять знания,
полученные на уроках информатики,
на других предметах с использованием средств ИКТ.
Во втором классе учащиеся знакомились с видами информационной
деятельности: сбор информации, организация информации, поиск
информации, хранение информации, передача информации. Компьютерная
составляющая обучения состояла в первичном знакомстве с основными
внешними устройствами компьютера, ознакомительной работой с простейшими
обучающими программами игрового характера. Учащиеся обучались элементам
клавиатурного письма, графического интерфейса, учились пользоваться
манипулятором «мышь», узнали о видах информационных
объектов. При этом не требовалось регулярное использование средств ИКТ
на уроках информатики, большую часть занятий составляли задания,
использующие технические средства обучения (ТСО), инструменты
исследовательской и конструкторской деятельности. Компьютер можно было
использовать по мере необходимости.
Особенностью обучения информатике в начальной школе является
постепенное наращивание компьютерной составляющей курса. В третьем
классе учащиеся готовы к использованию ТСО и средств
ИКТ с поддержкой учителя на уроках информатики и при
обучении другим предметам, так как во втором классе они уже
познакомились с этими средствами обучения на уроках информатики.
В третьем классе целесообразно продолжить использование ТСО и
бескомпьютерных инструментов при обучении
информатике в следующих видах информационной деятельности:
1. Сбор,
запись информации, презентация.
Оборудование:
телевизор, магнитофон или плеер, фотоаппарат, видеокамера,
аудиомагнитофон, диктофон, проекционное оборудование.
Перечисленное
оборудование предназначено для записи информации из окружающего мира и
коммуникации, записи процесса и результата деятельности учащихся.
2. Поиск информации, организация информации.
Оборудование: учебные
игры (например, лото), энциклопедии, словари, магнитная доска и
карточки, доска для фломастеров, таблицы и схемы, карты и атласы,
видеотека, аудиотека.
Перечисленное
оборудование позволяет организовать информацию, представить ее
структурно, схематично, познакомить учащихся с различными формами
представления информации.
3. Исследование и анализ
информации, моделирование и конструирование.
Оборудование: весы;
измерители объема, длины, температуры; микроскоп; датчики;
конструкторы, в том числе ЛЕГО, простейшие чертежные инструменты и
материалы для художественного творчества (пластилин, разнообразные
краски и кисти, бумага и сырье для папье-маше, ножницы и клей, веревки и нити); музыкальные
инструменты и синтезаторы звука.
Обучение в третьем
классе включает
бескомпьютерную и компьютерную составляющие. Бескомпьютерная часть
курса реализуется заданиями,
направленными на развитие логического и алгоритмического мышления учащихся, компьютерная –
на формирование умений учащихся
работать с информацией с использованием средств ИКТ.
Основные
темы бескомпьютерной составляющей курса информатики:
1. Виды
информации. Знаки. Слова. Предложения. Тексты. Изображения.
Иллюстрации. Аудио и видео записи.
2. Источники
информации. Наблюдения.
Книги, газеты, журналы, радио, телевидение, аудио и видеозаписи и др.
3. Организация
информации. Алфавитный порядок. Составные части книги и их назначение.
Каталог. Справочники.
4. Поиск
и анализ информации. Сужение и расширение объема поиска информации.
План поиска. Анализ информации.
5.
Применение информации. Создание новых
информационных объектов. Обмен информацией.
6. Представление
информации. Описание предметов. Описание действий. Алгоритм и его
исполнение.
7. Схемы.
Таблицы. Графы.
8.
Алфавит логики. Рассуждения.
Основные
темы компьютерной составляющей курса информатики:
1.
Технические средства приема, передачи, хранения и
обработки информации. Аудио-видео и мультимедиа ресурсы. Радио,
телевидение, телефон, компьютер.
2.
Компьютер и его составные части. Правила поведения в
компьютерном классе и правила работы на компьютере.
3.
Приемы работы с клавиатурой.
4.
Компьютерный поиск ключевых слов в текстах. Поиск
информации на компакт-дисках.
5.
Создание на компьютере информационных объектов
(текстов, изображений).
В третьем классе значительно увеличивается доля практических заданий,
учебных проектов с использованием средств ИКТ. Для осуществления
баланса между бескомпьютерной и компьютерной составляющими обучения
информатике рекомендуется в третьем классе реализовать содержание курса
как на уроках информатики (1 раз в неделю), так и
в качестве отдельных блоков содержания курса
информатики в других учебных предметах.
Урок
информатики в третьем класс, представленный как отдельный урок для
всего класса без деления на группы в бескомпьютерном варианте (с
возможным использованием одного компьютера на рабочем месте учителя),
может проводиться учителем начальных классов или учителем информатики.
Рекомендуется
выделить следующие этапы урока: проверка домашнего задания (до 5
минут), изучение новой темы (примерно 7 минут, с использованием
технических средств обучения, в том числе телевизора, компьютера),
закрепление материала (около 7 минут), практическое или проектное
задание (примерно 10 минут с использованием технических средств
обучения и инструментов исследовательской и конструкторской
деятельности, с использованием одного компьютера в классе в качестве
электронной доски в режиме эстафеты, выступления), обсуждение
результатов (5 минут). В
течение урока необходимо проводить физкультминутку (1-3 минуты).
В
случае если содержание курса информатики изучается
отдельными блоками на других предметах, рекомендуется использовать проектную
форму работы. Целесообразно проводить такие занятия в кабинете, где
установлены не менее 3-х компьютеров.
Проектное задание должно быть связано с содержанием курса учебного
предмета, в рамках которого осуществляется вставка блока содержания
курса информатики. Вставки в урок рекомендуется осуществлять не чаще
2-х раз в неделю. Такой
урок рекомендуется проводить учителю начальных классов, имеющему
соответствующую подготовку.
Первую
часть такого занятия учащиеся обучаются всем классом, для чего
предусмотрено рабочее пространство в классе. Для практической работы
класс делится на
бригады, для чего предусмотрены рабочие места, оборудованные
компьютерами, а также устройствами, подключаемыми к компьютеру.
Рекомендуется в состав бригады, за которой закрепляется один компьютер,
включать не более 3-х человек. Практическая работа (до 15 минут) в
бригаде реализуется сменой бескомпьютерной и компьютерной деятельности
и предназначена для
выполнения заданий проекта и обсуждения результатов. Каждый учащийся
должен иметь индивидуальную часть задания как бескомпьютерную (до 10
минут), так и компьютерную (около 5 минут). Бескомпьютерная часть
задания может включать в себя: работу в тетрадях, с конструкторским
материалом, с инструментами исследовательской деятельности, с
материалами художественного творчества, работу со словарями,
энциклопедиями, с устройствами для записи информации, в том числе
дополнительными устройствами, подключаемыми к компьютеру. Компьютерная
часть задания может включать в себя работу с творческими компьютерными
средами, с текстом, графикой, звуком на компьютере, тренажерами,
обучающими играми соответствующей тематики.
В общеобразовательных учреждениях, имеющих
возможность использовать для обучения информатике в
начальной школе компьютерный кабинет, рекомендуется организовать
проведение компьютерной части урока
по информатике
в таком кабинете. Для этого класс делится на две
группы. Компьютерную часть урока целесообразно проводить учителю
информатики сначала для одной группы детей, а затем для второй (по 15
минут для каждой группы). В это время учитель начальной школы проводит
бескомпьютерную часть урока информатики для одной из групп учащихся.
Таким образом, группы меняют виды учебной деятельности в рамках одного
урока. Проведение таких уроков возможно, если в общеобразовательном
учреждении предусмотрена оплата
двух учителей, работающих в рамках одного урока.
Объем
домашнего задания рекомендуется регулировать таким образом, чтобы
избегать перегрузки учащихся. Например, можно в качестве задания
предложить учащимся провести наблюдение во время прогулки, подготовить
фрагмент конструкторской работы, выполнить 1-2 задания из рабочей
тетради, предусмотренной для самостоятельной работы ребенка, подобрать
какую-либо информацию и пр. Основная цель домашней работы –
использовать полученные знания и умения информационной деятельности при
выполнении заданий по другим предметам (работа с книгой, словарем,
рисунком, подготовка сообщения, поиск и подбор информации).
Для использования средств ИКТ в обучении информатике рекомендуется
заранее выбрать такую организацию обучения информатике, которая
наиболее подходит для образовательного учреждения в соответствии с
комплектацией школы средствами ИКТ.
Урок
в классной комнате.
В ней целесообразно установить один компьютер с
возможностью подключения к нему переносного
мультимедийного проектора или телевизора.
Желательно оборудовать компьютерное рабочее место принтером,
графическим планшетом, звуковыми колонками.
Использование на занятиях цифрового фотоаппарата, видеокамеры позволит
расширить возможности использования наглядности в обучении: создание
компьютерных видео-коллекций детских работ, фрагментов занятий,
школьной жизни, позволит создавать коллекции по ознакомлению окружающему миру.
Урок в читальном зале библиотеки.
В нем можно организовать проектное обучение информатике и занятия по
обучению различным предметам с компьютерной поддержкой, если снабдить
читальный зал 3-5 компьютерами, в том числе объединенными в локальную
сеть школы.
Наличие телевизора с видеомагнитофоном, возможность подключения к
телевизору компьютера или подключения к компьютеру мультимедийного проектора позволит организовать лектории, обсуждение коллективных
проектов учащихся, их индивидуальных сообщений. При этом необходимо предусмотреть в помещении
наличие рабочих столов, позволяющих учащимся, не занятым в данный
момент работой за компьютером, выполнять бескомпьютерную часть задания,
проводить групповое обсуждение учебных проблем с учителем.
В читальном зале целесообразно предусмотреть размещение школьной
медиатеки, видеоматериалов, в том числе созданных педагогическим
коллективом школы.
Читальный
зал библиотеки при таком оснащении становится и методическим кабинетом
для учителей, что позволяет организовать регулярные консультации по
вопросам использования ИКТ в обучении, применения медиатеки и видеотеки
школы в учебном процессе.
Желательно снабдить компьютеры, размещенные в читальном зале школьной
библиотеки, выходом в Интернет для ознакомления с простейшими формами
телекоммуникационной деятельности - электронной почтой. В рамках
проектных работ на уроке, возможно, организовать переписку учащихся
между городами, выход на образовательные и познавательные сайты.
Урок в актовом зале школы.
При наличии актового
зала в школе или видеозала целесообразно оборудовать его как
компьютерный лекторий (компьютер, звуковая система, переносной или
стационарно установленный мультимедийный проектор, телевизор,
видеомагнитофон) для проведения учебных занятий: видео и компьютерных
путешествий, зрелищных мероприятий и занятий воспитательного характера.
Урок
в компьютерном кабинете.
Для проведения уроков информатики и занятий по другим предметам в
компьютерном кабинете возможно привлекать дополнительное оборудование:
-
мультимедийный
проектор;
-
цветной струйный принтер;
-
сканер;
-
колонки компьютерные;
-
графический планшет для рисования;
-
цифровой фотоаппарат или видеокамера;
-
музыкальная клавиатура с возможностью компьютерного
ввода и преобразования мелодий.
Желательно иметь инструменты для создания и редактирования текстов:
-
магнитные карточки, доски и другие системы набора;
-
штампы, трафареты;
-
ручки, фломастеры;
-
текстовые компьютерные редакторы с программой
проверки правописания;
-
клавиатурные тренажеры.
Обучение информатике в третьем классе подготовит учащихся к
самостоятельному использованию в учебной деятельности информационных
источников, в том числе ресурсов школьной библиотеки и медиатеки,
сформирует элементарные умения работы на компьютере, подготовит к
работе с информацией с использованием средств коммуникаций, расширит
круг понятий и кругозор учащихся в области ИКТ. Важно, что практические
задания и проекты, которые учащиеся выполняют в третьем классе по курсу
информатики, позволят им получить опыт учебной деятельности с
использованием ТСО и средств ИКТ и применить его в четвертом классе при
выполнении подобных заданий по другим предметам.
Это способствует вхождению учащихся в информационное образовательное
пространство.