Информатика в начальной школе:

здоровье ребенка и компьютер

Инструктивное письмо

"Об организации обучения информатике

в третьем классе общеобразовательных учреждений"

 

Инструктивное письмо 13-51-109/13 от 22.05.2003

"Об организации обучения информатике в третьем  классе общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры

и содержания общего образования"

 

        В 2002 году начался эксперимент по обучению информатике в начальной школе со второго класса. В 2003 году условия эксперимента в начальной школе значительно изменились  в связи с реализацией программ информатизации образования. В школы страны поставлены компьютеры, разрабатывается серия электронных учебных материалов, школы подключаются к Интернет, формируются образовательные порталы в сети Интернет. В настоящее время созданы условия для активного применения средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении информатике в начальной школе.

       Трехлетний цикл обучения информатике в  начальной школе нацелен на формирование у учащихся умений применять знания, полученные на уроках информатики,  на других предметах с использованием средств ИКТ.

      Во втором классе учащиеся знакомились с видами информационной деятельности: сбор информации, организация информации, поиск информации, хранение информации, передача информации. Компьютерная составляющая обучения состояла в первичном знакомстве с основными внешними устройствами компьютера, ознакомительной работой с простейшими обучающими программами игрового характера. Учащиеся обучались элементам клавиатурного письма, графического интерфейса, учились пользоваться манипулятором «мышь», узнали о видах информационных объектов. При этом не требовалось регулярное использование средств ИКТ на уроках информатики, большую часть занятий составляли задания, использующие технические средства обучения (ТСО), инструменты исследовательской и конструкторской деятельности. Компьютер можно было использовать по мере необходимости.

     Особенностью обучения информатике в начальной школе является постепенное наращивание компьютерной составляющей курса. В третьем классе учащиеся готовы к использованию ТСО и средств  ИКТ с поддержкой учителя на уроках информатики и при обучении другим предметам, так как во втором классе они уже познакомились с этими средствами обучения на уроках информатики.

       

       В третьем классе целесообразно продолжить использование ТСО и бескомпьютерных инструментов при  обучении информатике в следующих видах информационной деятельности:

      1. Сбор, запись информации, презентация.

Оборудование: телевизор, магнитофон или плеер, фотоаппарат, видеокамера, аудиомагнитофон, диктофон, проекционное оборудование.

Перечисленное оборудование предназначено для записи информации из окружающего мира и коммуникации, записи процесса и результата деятельности учащихся.

      2. Поиск информации, организация информации.

Оборудование: учебные игры (например, лото), энциклопедии, словари, магнитная доска и карточки, доска для фломастеров, таблицы и схемы, карты и атласы, видеотека, аудиотека.

Перечисленное оборудование позволяет организовать информацию, представить ее структурно, схематично, познакомить учащихся с различными формами представления информации.  

      3. Исследование и  анализ информации, моделирование и  конструирование.

Оборудование: весы; измерители объема, длины, температуры; микроскоп; датчики; конструкторы, в том числе ЛЕГО, простейшие чертежные инструменты и материалы для художественного творчества (пластилин, разнообразные краски и кисти, бумага и сырье для папье-маше, ножницы и клей, веревки  и нити); музыкальные инструменты и синтезаторы звука.

      Обучение  в третьем классе  включает бескомпьютерную и компьютерную составляющие. Бескомпьютерная часть курса реализуется  заданиями, направленными на развитие логического и алгоритмического  мышления учащихся,  компьютерная – на формирование умений  учащихся работать с информацией с использованием средств ИКТ.

             

 Основные темы бескомпьютерной составляющей курса информатики: 

1.    Виды информации. Знаки. Слова. Предложения. Тексты. Изображения. Иллюстрации. Аудио и видео записи.

2.    Источники информации.  Наблюдения. Книги, газеты, журналы, радио, телевидение, аудио и видеозаписи и др.

3.  Организация информации. Алфавитный порядок. Составные части книги и их назначение. Каталог. Справочники.

4.   Поиск и анализ информации. Сужение и расширение объема поиска информации. План поиска. Анализ информации.

5.    Применение информации. Создание новых информационных объектов. Обмен информацией.

6.   Представление информации. Описание предметов. Описание действий. Алгоритм и его исполнение.

7.   Схемы. Таблицы. Графы.

8.    Алфавит логики. Рассуждения.

          

Основные темы компьютерной составляющей курса информатики:

1.      Технические средства приема, передачи, хранения и обработки информации. Аудио-видео и мультимедиа ресурсы. Радио, телевидение, телефон, компьютер.

2.      Компьютер и его составные части. Правила поведения в компьютерном классе и правила работы на компьютере.

3.      Приемы работы с клавиатурой.

4.      Компьютерный поиск ключевых слов в текстах. Поиск информации на компакт-дисках.

5.      Создание на компьютере информационных объектов (текстов, изображений).

 

     В третьем классе значительно увеличивается доля практических заданий, учебных проектов с использованием средств ИКТ. Для осуществления баланса между бескомпьютерной и компьютерной составляющими обучения информатике рекомендуется в третьем классе реализовать содержание курса как на уроках информатики (1 раз в неделю), так и   в качестве отдельных блоков содержания курса информатики в других учебных предметах.

      Урок информатики в третьем класс, представленный как отдельный урок для всего класса без деления на группы в бескомпьютерном варианте (с возможным использованием одного компьютера на рабочем месте учителя), может проводиться учителем начальных классов или учителем информатики.

Рекомендуется выделить следующие этапы урока: проверка домашнего задания (до 5 минут), изучение новой темы (примерно 7 минут, с использованием технических средств обучения, в том числе телевизора, компьютера), закрепление материала (около 7 минут), практическое или проектное задание (примерно 10 минут с использованием технических средств обучения и инструментов исследовательской и конструкторской деятельности, с использованием одного компьютера в классе в качестве электронной доски в режиме эстафеты, выступления), обсуждение результатов (5 минут).  В течение урока необходимо проводить физкультминутку (1-3 минуты).

      В случае если содержание курса информатики изучается  отдельными блоками на других предметах, рекомендуется  использовать проектную форму работы. Целесообразно проводить такие занятия в кабинете, где установлены не менее 3-х компьютеров.

      Проектное задание должно быть связано с содержанием курса учебного предмета, в рамках которого осуществляется вставка блока содержания курса информатики. Вставки в урок рекомендуется осуществлять не чаще 2-х раз в неделю.  Такой урок рекомендуется проводить учителю начальных классов, имеющему соответствующую подготовку.

     Первую часть такого занятия учащиеся обучаются всем классом, для чего предусмотрено рабочее пространство в классе. Для практической работы класс  делится на бригады, для чего предусмотрены рабочие места, оборудованные компьютерами, а также устройствами, подключаемыми к компьютеру. Рекомендуется в состав бригады, за которой закрепляется один компьютер, включать не более 3-х человек. Практическая работа (до 15 минут) в бригаде реализуется сменой бескомпьютерной и компьютерной деятельности и предназначена  для выполнения заданий проекта и обсуждения результатов. Каждый учащийся должен иметь индивидуальную часть задания как бескомпьютерную (до 10 минут), так и компьютерную (около 5 минут). Бескомпьютерная часть задания может включать в себя: работу в тетрадях, с конструкторским материалом, с инструментами исследовательской деятельности, с материалами художественного творчества, работу со словарями, энциклопедиями, с устройствами для записи информации, в том числе дополнительными устройствами, подключаемыми к компьютеру. Компьютерная часть задания может включать в себя работу с творческими компьютерными средами, с текстом, графикой, звуком на компьютере, тренажерами, обучающими играми соответствующей тематики.

        В общеобразовательных учреждениях, имеющих  возможность использовать для обучения информатике в начальной школе компьютерный кабинет, рекомендуется организовать проведение компьютерной части урока  по информатике  в таком кабинете. Для этого класс делится на две группы. Компьютерную часть урока целесообразно проводить учителю информатики сначала для одной группы детей, а затем для второй (по 15 минут для каждой группы). В это время учитель начальной школы проводит бескомпьютерную часть урока информатики для одной из групп учащихся. Таким образом, группы меняют виды учебной деятельности в рамках одного урока. Проведение таких уроков возможно, если в общеобразовательном учреждении предусмотрена  оплата двух учителей, работающих в рамках одного урока.

      Объем домашнего задания рекомендуется регулировать таким образом, чтобы избегать перегрузки учащихся. Например, можно в качестве задания предложить учащимся провести наблюдение во время прогулки, подготовить фрагмент конструкторской работы, выполнить 1-2 задания из рабочей тетради, предусмотренной для самостоятельной работы ребенка, подобрать какую-либо информацию и пр. Основная цель домашней работы – использовать полученные знания и умения информационной деятельности при выполнении заданий по другим предметам (работа с книгой, словарем, рисунком, подготовка сообщения, поиск и подбор информации).

      Для использования средств ИКТ в обучении информатике рекомендуется заранее выбрать такую организацию обучения информатике, которая наиболее подходит для образовательного учреждения в соответствии с комплектацией школы средствами ИКТ.

 

Урок в классной комнате.

      В ней целесообразно установить один компьютер с  возможностью подключения к нему переносного мультимедийного проектора или телевизора.

      Желательно оборудовать компьютерное рабочее место принтером, графическим планшетом, звуковыми колонками.

      Использование на занятиях цифрового фотоаппарата, видеокамеры позволит расширить возможности использования наглядности в обучении: создание компьютерных видео-коллекций детских работ, фрагментов занятий, школьной жизни, позволит создавать коллекции по ознакомлению  окружающему миру.

 

 Урок в читальном зале библиотеки.

      В нем можно организовать проектное обучение информатике и занятия по обучению различным предметам с компьютерной поддержкой, если снабдить читальный зал 3-5 компьютерами, в том числе объединенными в локальную сеть школы.

      Наличие телевизора с видеомагнитофоном, возможность подключения к телевизору компьютера или подключения к компьютеру мультимедийного  проектора позволит организовать лектории, обсуждение коллективных проектов учащихся, их индивидуальных сообщений. При этом необходимо предусмотреть в помещении наличие рабочих столов, позволяющих учащимся, не занятым в данный момент работой за компьютером, выполнять бескомпьютерную часть задания, проводить групповое обсуждение учебных проблем с учителем.

      В читальном зале целесообразно предусмотреть размещение школьной медиатеки, видеоматериалов, в том числе созданных педагогическим коллективом школы.

     Читальный зал библиотеки при таком оснащении становится и методическим кабинетом для учителей, что позволяет организовать регулярные консультации по вопросам использования ИКТ в обучении, применения медиатеки и видеотеки школы в учебном процессе.

       Желательно снабдить компьютеры, размещенные в читальном зале школьной библиотеки, выходом в Интернет для ознакомления с простейшими формами телекоммуникационной деятельности - электронной почтой. В рамках проектных работ на уроке, возможно, организовать переписку учащихся между городами, выход на образовательные и познавательные сайты.

 

 

Урок в актовом зале школы.

При наличии актового зала в школе или видеозала целесообразно оборудовать его как компьютерный лекторий (компьютер, звуковая система, переносной или стационарно установленный мультимедийный проектор, телевизор, видеомагнитофон) для проведения учебных занятий: видео и компьютерных путешествий, зрелищных мероприятий и занятий воспитательного характера.


Урок в компьютерном кабинете.

      Для проведения уроков информатики и занятий по другим предметам в компьютерном кабинете возможно привлекать дополнительное оборудование:

-         мультимедийный  проектор;

-         цветной струйный принтер;

-         сканер;

-         колонки компьютерные;

-         графический планшет для рисования;

-         цифровой фотоаппарат или видеокамера;

-         музыкальная клавиатура с возможностью компьютерного ввода и преобразования мелодий.

       Желательно иметь инструменты для создания и редактирования текстов:

-         магнитные карточки, доски и другие системы набора;

-         штампы, трафареты;

-         ручки, фломастеры;

-         текстовые компьютерные редакторы с программой проверки правописания;

-         клавиатурные тренажеры.

      Обучение информатике в третьем классе подготовит учащихся к самостоятельному использованию в учебной деятельности информационных источников, в том числе ресурсов школьной библиотеки и медиатеки, сформирует элементарные умения работы на компьютере, подготовит к работе с информацией с использованием средств коммуникаций, расширит круг понятий и кругозор учащихся в области ИКТ. Важно, что практические задания и проекты, которые учащиеся выполняют в третьем классе по курсу информатики, позволят им получить опыт учебной деятельности с использованием ТСО и средств ИКТ и применить его в четвертом классе при выполнении подобных заданий по другим предметам.  Это способствует вхождению учащихся в информационное  образовательное пространство.

 

Hosted by uCoz